Кто звонит «из банка»?
11 сентября 2019
Звонки и СМС от мошенников давно стали привычными. Наверняка многие сталкивались с такой ситуацией: вам звонят из банка и говорят, что у вас проблемы с картой. Притом что карты в названном банке у вас не было и нет. На какие крючки ловят пользователей мошенники?
- «У вас выявлена подозрительная операция».
- «Давайте увеличим ваш лимит по карте».
- «Вы выиграли приз, но нужно предварительно заплатить с карты налог на выигрыш (вознаграждение за участие в опросе, процент за конвертацию валюты и пр.)».
- «Сейчас вас переключат на службу автоматизированной обработки данных и там, в тоновом режиме, вам нужно будет "обновить" данные о карте. Вы сами введете все свои реквизиты, так мы подтвердим вашу личность».
- «Хорошо, что мы успели вовремя. Заметив подозрительный перевод, мы его заблокировали. Сейчас мы поместим этот перевод на специальный секьюритизированный счет, где деньги будут находиться 24 часа, а потом вернем средства обратно на ваш счет. Но без вас я это сделать не могу. Мне нужны данные вашей карты».
И это далеко не все поводы, по которым могут позвонить фальшивые банковские служащие. Ведь мы привыкли к звонкам из банков. Звонки с предложением увеличить лимит кредитки или с сообщением об одобрении кредита – наиболее частые, люди их получают в среднем раз в месяц. При этом мошенники учитывают психологию: звонят перед концом стандартного рабочего дня, стараются провести разговор в максимальном темпе, чтобы жертва не имела шанса задуматься, используют приемы психологического давления и так далее.
Что же следует знать, чтобы не стать жертвой мошенников в подобных случаях?
- Да, банки периодически отправляют вам СМС и могут запросить у вас пришедший вам код. Но это должно происходить при вашем звонке в банк, если вы инициировали какую-то процедуру, например, изменение личных данных. Если звонят вам – не нужно сообщать никакие коды из пришедших СМС.
- Не говорите, по возможности не указывайте в переписке с сотрудниками банка и не зачитывайте в присутствии чужих людей персональные данные – номер банковской карты, PIN-код, код CVV. При дистанционном обслуживании клиентов реальным операционным работникам такие сведения не нужны, они и так видят их на экране. Помните, что операция, совершенная с вводом PIN-кода, признается выполненной держателем карты – вне зависимости от того, вы его ввели или не вы.
- И одноразовые пароли тоже никому не сообщайте.
- Если в разговоре обстановка постоянно нагнетается и часто повторяется слово «безопасность» – это тоже подозрительно. Вы должны сразу насторожиться, если вам звонят альтруисты с фразами «мы действуем в целях вашей безопасности». Сотрудники банка не будут звонить клиентам из-за подозрительной операции. Системы банка ее просто заблокируют и будут ждать звонка владельца карты. Возможное исключение – очень крупные операции, по которым банк должен убедиться в чистоте совершаемой операции.
- Ни из Центробанка, ни из не существующей в реальности «единой службы по предотвращению банковских преступлений» вам звонить не будут. Если они позвонили, вешайте трубку сразу. Банк России осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и в соответствии с ним не имеет права осуществлять операции с физическими лицами. Банк России не имеет данных о номерах телефонов клиентов кредитных организаций, не владеет данными о статусах платежных карт граждан и не осуществляет СМС-рассылку информации. Это не его задачи.
- Не доверяйте никому. Необходимо использовать любую возможность, чтобы перепроверить сообщаемые вам данные. Говорят, что наступил конец света? Проверьте сами – посмотрите в окно.
- Перепишите реквизиты карты и контактные данные банка и держите их при себе, чтобы была возможность связаться с банком в любой момент. Не переписывайте PIN-код и не держите бумажку с ним вместе с картой, к которой он привязан. Никогда не записывайте PIN-код на карте: при краже такой карты вы сами отдаете свои деньги в руки преступников.
- Не можете запомнить PIN-код – запишите его в понятном только вам виде и держите его отдельно от карты.
- Сбросив подозрительный звонок, не перезванивайте на него. Наберите номер телефона банка вручную. Если вы перезвоните по тому номеру, с которого вам якобы звонили из банка, то вы рискуете нарваться на тех же мошенников, так как они могут использовать технологию подмены номера.
- Не позволяйте никому использовать вашу карту и тем более не сообщайте ее CVV-код. Давая карту для оплаты, следите, чтобы кассир совершал операции у вас на глазах; перед вводом PIN-кода проконтролируйте сумму операции на чеке и экране.
- Вводя PIN-код, прикрывайте свободной рукой клавиатуру, следите, чтобы рядом не было посторонних «наблюдателей».
- Проблемы с банкоматом или терминалом? Не прибегайте к помощи или советам третьих лиц, свяжитесь со своим банком (номер должен быть при вас или указан на банкомате) – в банке обязаны предоставить консультационные услуги по работе с картой.
- Для оплаты через Интернет используйте одноразовую «виртуальную карту» или заведите дополнительную карту. Перечисляйте на нее минимум денежных средств.
- Установите лимит на совершение операций, блокировку операций по территориальному признаку, заблокируйте отдельные услуги и постоянно проверяйте их список.
Распознать мошеннический звонок также помогут вот эти рекомендации.
#безопасность #банковская_карта #мошенничество #социальная_инженерия #скамминг
Антивирусная правДА! рекомендует
Во всём, что касается банковских операций, будьте параноиками. Помните, что для вывода денег преступнику достаточно пары минут. Если во время общения с «представителем банка» вы почувствовали подозрения – немедленно заканчивайте разговор и звоните в банк напрямую по номеру, указанному на карте или в вашем банковском договоре.
Нам важно ваше мнение
Чтобы оставить комментарий, нужно зайти через свой аккаунт на сайте «Доктор Веб». Если аккаунта еще нет, его можно создать.
Комментарии пользователей
Саня
08:23:05 2019-09-24
tigra
06:52:10 2019-09-12
Lia00
00:29:49 2019-09-12
I23
23:22:15 2019-09-11
Любитель пляжного футбола
22:49:47 2019-09-11
Уже через десять дней улетаю в Бурятию, а на следующий день после прибытия уже восхождение на местный двухтысячник. Зима там наступает раньше, уже сейчас по ночам заморозки до минус трёх. Зато хоть дождей осенью почти нет, особенность резко континентального климата. Почти месяц меня тут не будет, смартфона у меня нет, отдохну от интернета и остальной цивилизации. :)
Dvakota
22:21:49 2019-09-11
Шалтай Александр Болтай
22:07:42 2019-09-11
razgen
21:51:53 2019-09-11
==========
Дык без CVC-кода вы не купите билет на сайте РЖД.
Или у вас в этом году не планируется очередное путешествие?
А вообще-то вы его наверно не стираете бесследно а предварительно, как пароль записываете в записную книжку?
Геральт
21:51:00 2019-09-11
Lenba
21:26:32 2019-09-11
JJK
21:06:33 2019-09-11
Татьяна
21:05:09 2019-09-11
I46
20:54:46 2019-09-11
Serg07
20:53:28 2019-09-11
orw_mikle
20:44:00 2019-09-11
anatol
20:24:30 2019-09-11
znamy
19:13:09 2019-09-11
Toma
19:01:23 2019-09-11
Любитель пляжного футбола
17:15:28 2019-09-11
Идея стирать код не моя, узнал об этом давно, когда был ещё полным чайником. :)
tigra
16:59:03 2019-09-11
tigra
16:27:28 2019-09-11
Sasha50
16:13:13 2019-09-11
Любитель пляжного футбола
15:32:33 2019-09-11
Alexander
14:54:09 2019-09-11
Любитель пляжного футбола
14:15:55 2019-09-11
Потому-то я всегда держу карту в футляре из фольги до момента оплаты (ранее, когда ещё была не бесконтактной, держал карту, прикрывая пальцами её лицевую сторону), как раз на тот случай, если рядом окажется "человек-фотоаппарат". :) А CVC-код на карте я соскабливаю в день её получения. Паранойя? Нет, просто информационная безопасность. :)))
Вячeслaв
14:01:42 2019-09-11
Вячeслaв
13:58:57 2019-09-11
Любитель пляжного футбола
13:57:15 2019-09-11
Любитель пляжного футбола
13:42:21 2019-09-11
Если пин-код у меня новый и я его не сразу запомнил, то записываю его на бумажке, замаскировав, например, под номер телефона. Пин-код, в принципе, можно вводить без опаски и одной рукой "без прикрытия", но только никак не одним пальцем :), а скрытно, несколькими.
На звонки с незнакомых номеров обычно не отвечаю, если не жду звонка, и тем более не перезваниваю. А своими смсками с "одобрением чего-то" Сбер уже достал, уже хуже иных коллекторов. :)))
@admin, есть опечатка в предложении "... И одноразовое пароли тоже никому не сообщайте."
Masha
13:18:54 2019-09-11
robot
13:07:26 2019-09-11
Денисенко Павел Андреевич
12:55:28 2019-09-11
Zserg
12:38:01 2019-09-11
marisha-san
12:34:35 2019-09-11
DrKV
11:58:12 2019-09-11
DrKV
11:55:14 2019-09-11
Банковским работникам, работникам сотовых операторов связи, работникам офисов пенсионных фондов, сотрудникам образовательных учреждений и проч. и проч.: распечатать на красивом листике и раздавать всем!
vinnetou
11:49:59 2019-09-11
vinnetou
11:47:46 2019-09-11
Oleg
11:26:56 2019-09-11
Alexander
10:59:31 2019-09-11
Статья даёт правильные и хорошие рекомендации. Главные, из которых, - осторожность, внимательность и неспешность при здравом уме и твёрдой памяти. Короче, поспешай не торопясь...
maestro431
10:36:56 2019-09-11
Dmur
10:34:19 2019-09-11
ЕК
10:31:39 2019-09-11
dyadya_Sasha
10:28:38 2019-09-11
Как и во всём, первое время слишком осторожен, а потом раслабуха вплоть до безответственных поступков (в плане безопасности), таких, что сам себе удивляюсь.
dyadya_Sasha
10:24:05 2019-09-11
Аналогично. Интересно на каком этапе с другой стороны начинают понимать, что их раскусили. После этого обычно быстро прощаются и кладут трубку.
Один знакомый даже жаловался, почему ему так мало мошенники звонят, так ему их помучать вопросами, ставящими в тупик хочется.))
EvgenyZ
09:52:26 2019-09-11
Неуёмный Обыватель
08:35:55 2019-09-11
vkor
08:32:23 2019-09-11
Vlad X
08:16:03 2019-09-11
Номера есть в базе у банка,только, как организован доступ к ним,
это вопрос.
Пaвeл
07:28:04 2019-09-11