Печальная статистика и о пользе перестраховки (часть 2)
14 апреля 2016
В случаях хищения денежных средств с вашего счета или карты — что может произойти в результате заражения троянской программой или если вы стали жертвой фишинга и сами отдали в руки мошенников аутентификационные данные к онлайн-системе дистанционного банковского обслуживания (ДБО) — вам важно знать ваши права (ваши возможности по возврату похищенных средств) и обязанности банка перед вами.
Как вы можете узнать о хищении?
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ "О национальной платежной системе":
Часть 4. Оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом.
Откройте свой договор с банком и посмотрите, каким образом банк обязуется уведомлять вас о каждой операции с вашим счетом. Если банк не присылает вам уведомления, тогда:
Часть 13. В случае если оператор по переводу денежных средств не исполняет обязанность по информированию клиента о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств обязан возместить клиенту сумму операции, о которой клиент не был проинформирован, и которая была совершена без согласия клиента.
Т.е. получив от банка уведомление о чужой операции с вашей картой или счетом ваша первая обязанность и главное действие —
НЕМЕДЛЕННО сообщить банку об инциденте.
На это у вас только одни сутки
При обнаружении хищения паролей, пин-кодов, банковской карты, признаков их использования или использования ваших идентификаторов к системе дистанционного банковского обслуживания другими лицами без вашего согласия незамедлительно требуйте от банка приостановления или прекращения использования электронного средства платежа.
Часть 9. Использование клиентом электронного средства платежа может быть приостановлено или прекращено оператором по переводу денежных средств на основании полученного от клиента уведомления.
Часть 11. В случае утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента клиент обязан направить соответствующее уведомление оператору по переводу денежных средств в предусмотренной договором форме незамедлительно после обнаружения факта утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента, но не позднее дня, следующего за днем получения от оператора по переводу денежных средств уведомления о совершенной операции.
В противном случае
Часть 14. В случае если оператор по переводу денежных средств исполняет обязанность по информированию клиента о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи и клиент не направил оператору по переводу денежных средств уведомление в соответствии с частью 11 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств не обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента.
При этом
Часть 10. Приостановление или прекращение использования клиентом электронного средства платежа не прекращает обязательств клиента и оператора по переводу денежных средств, возникших до момента приостановления или прекращения указанного использования.
Если вы успеете уведомить банк об инциденте:
Часть 12. После получения оператором по переводу денежных средств уведомления клиента в соответствии с частью 11 настоящей статьи оператор по переводу денежных средств обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента после получения указанного уведомления.
Будьте готовы к тому, что вам придется доказывать, что операция действительно была совершена без вашего ведома.
В том числе, банк может потребовать у вас копию лицензионного сертификата и логи (журнал действий) антивируса и любого другого ПО, установленного в момент хищения.
Часть 15. В случае если оператор по переводу денежных средств исполняет обязанность по уведомлению клиента — физического лица о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи и клиент — физическое лицо направил оператору по переводу денежных средств уведомление в соответствии с частью 11 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств должен возместить клиенту сумму указанной операции, совершенной без согласия клиента до момента направления клиентом — физическим лицом уведомления. В указанном случае оператор по переводу денежных средств обязан возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента, если не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без согласия клиента — физического лица.
#ДБО #безопасность #законодательство #ВКИ #онлайн-банкингАнтивирусная правДА! рекомендует
- Откройте ваш договор с банком и посмотрите, какие в нем прописаны меры по защите устройств, а также любые другие вопросы порядка использования вами электронного средства платежа. Как правило, сейчас в договоры включают требование использования лицензионого антивирусного и любого другого ПО, а также проведения его регулярных обновлений.
- Убедитесь. что используете лицензионный антивирус и следите за его обновлением и своевременным продлением лицензии. Если лицензию не удалось продлить вовремя, например, в «Доктор Веб» вы можете воспользоваться на этот период демо-версией. Однако лицензионный сертификат на демо получить вы не сможете.
- Обращаем внимание, что порядок использования электронного средства платежа может включать, например, запрет банка использовать банкомат при наличии подозрений на его «некорректную работу», при использовании системы ДБО может присутствовать обязанность убедиться, что вы «находитесь на подлинном сайте», не использовать функцию сохранения паролей к сайтам, не использовать операционную систему Windows XP, устанавливать пароли, отвечающие определенным требованиям и т. д. Если банк докажет, что вы не выполнили эти требования, возврата денег ожидать не следует. Уточните в банке, где можно посмотреть и скачать текст уведомления и какова процедура приема заявления от клиента о хищении средств. Возможно, это прописано в вашем договоре с банком.
- Незамедлительно сообщайте в банк по телефону call-центра или иному номеру, указанному в вашем договоре с банком и на кредитной карте, о том, что, например, банковская карта выбыла из вашего владения или что сведения о ней стали известны другому лицу.
- Помните, что вам обязательно нужно получить на руки документ, свидетельствующий, что вы сообщили о проблеме в банк. К сожалению, иногда сотрудники банка говорят, что у них сегодня нет бланков уведомлений, и советуют прийти завтра. Но к концу завтрашнего дня пройдет установленный законом срок, и претендовать на возврат средств вы уже не сможете. В этом случае следует просить сотрудников банка выдать вам официальное письмо об отсутствии бланков и сообщить, что передадите эту бумагу в правоохранительные органы. Если и это не помогает, нужно приводить свидетелей и писать жалобы в центральный офис банка.
- Если вы все сделали правильно, но банк откажется вернуть деньги, что чаще всего и бывает, можно обратиться в суд.
Нам важно ваше мнение
Чтобы оставить комментарий, нужно зайти через свой аккаунт на сайте «Доктор Веб». Если аккаунта еще нет, его можно создать.
Комментарии пользователей
Rider
22:13:08 2018-11-18
Toma
17:13:42 2018-11-15
Денисенко Павел Андреевич
18:14:42 2018-07-26
Любитель пляжного футбола
19:31:37 2018-04-07
vasvet
17:52:08 2018-04-07
Любитель пляжного футбола
17:45:03 2018-04-07
Так что в этих банках сплошной обман. Думаю, почти везде, не только в Сбере. Полагаю, вернее, уверен, что у операционистов есть свой план по подключению платных услуг, и их непосредственные начальники, которые тоже получают премию за выполнение плана отделом, требуют с них... Ну, в общем, понятно, вот потому и обманывают. Я, кстати, работал в одном банке, в т.ч. в отделе претензий, много историй наслышался. Как только в отделении банка не обманывали, в принципе, не только в банке, но и в торговых организациях, где оформляют кредиты на товар. Навязывают страховки, прочие платные услуги, оформляют продукты, которые клиенту вовсе не нужны. Помню один случай, клиенту оформили страховку "Моя любимая дача", говорю это клиенту, он отвечает с изумлением, что у него нет дачи. Хотя бы поинтересовались для начала, есть ли дача у клиента, перед тем как оформлять. Ну, и часто клиенты особо не читают, да и не всегда понимают, что подписывают. Да и времени на это у них мало.
Так что в банке ухо надо держать востро. А лучше с ними и вовсе не связываться.
vasvet
16:11:40 2018-04-07
Любитель пляжного футбола
15:24:57 2018-04-07
Любитель пляжного футбола
15:19:17 2018-04-07
vasvet
14:10:17 2018-04-07
alex-diesel
18:14:35 2018-02-24
ka_s
10:50:20 2017-08-12
Natalya_2017
10:35:07 2017-04-10
dima.selin
09:00:11 2017-02-28
Любитель пляжного футбола
13:31:17 2017-02-20
Шалтай Александр Болтай
19:14:43 2017-02-17
eaglebuk
21:00:03 2017-02-11
cruise
05:26:40 2017-02-02
tigra
15:30:42 2017-01-22
Andromeda
18:34:39 2016-09-19
DarkFolko
09:49:05 2016-08-21
AsOl
12:23:26 2016-05-19
Lia00
21:21:19 2016-05-17
Rust
09:17:39 2016-04-19
Gimme_moaR
15:51:45 2016-04-18
Laventurier
22:59:25 2016-04-17
swa1
20:32:11 2016-04-16
Fix
05:24:17 2016-04-16
Иваныч
16:04:30 2016-04-15
Людмила
14:01:06 2016-04-15
«В общем, получается, если вы даже сразу же предупредили оператора, а у вас неидентифицированный счет, то никто возмещать не обязан. Надо было проходить идентификацию.»
В целом так, только в законе вопрос идентификации лица ставится в зависимость от того, какое им используется средство платежа – персонифицированное, неперсонифицированное или корпоративное.
Про карты – действительно, есть неперсонифицированные банковские карты без имени владельца, и на возмещение им рассчитывать не стоит.
Неуёмный Обыватель
23:55:06 2016-04-14
"16. Положения части 15 настоящей статьи в части обязанности оператора по переводу денежных средств возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента до момента направления клиентом - физическим лицом уведомления, не применяются в случае совершения операции с использованием клиентом - физическим лицом электронного средства платежа, предусмотренного частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона."
Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12187279/2/#ixzz45ptA7fQ7
В части 4 статьи 10 говорится о средствах платежа, к которым оператором электронных денежных средств не проведена процедура идентификации клиента - физического лица в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Не знаю, относится ли это только ко всяким электронным кошелькам, которые бывают неидентифицированные или же применяется и к банковским картам тоже. Ведь есть же неименные карты.
В общем, получается, если вы даже сразу же предупредили оператора, а у вас неидентифицированный счет, то никто возмещать не обязан. Надо было проходить идентификацию.
Неуёмный Обыватель
22:56:25 2016-04-14
Геральт
22:51:52 2016-04-14
mk.insta
21:47:29 2016-04-14
dyadya_Sasha
21:46:41 2016-04-14
dyadya_Sasha
21:45:00 2016-04-14
dyadya_Sasha
21:44:56 2016-04-14
razgen
21:12:50 2016-04-14
Dvakota
20:49:44 2016-04-14
solec
20:38:40 2016-04-14
samox
20:33:55 2016-04-14
anto-s
20:25:33 2016-04-14
amonn
20:21:13 2016-04-14
Voin sveta
20:17:18 2016-04-14
vaki
20:16:03 2016-04-14
krasserr
20:11:19 2016-04-14
azimut
20:01:04 2016-04-14
kvv
19:54:59 2016-04-14
:)
stranger
19:47:29 2016-04-14
zzz7777
18:30:58 2016-04-14