Вы используете устаревший браузер!

Страница может отображаться некорректно.

Попавшие в сети

Попавшие в сети

Другие выпуски этой рубрики (5)
  • добавить в избранное
    Добавить в закладки

Кто? Где? Когда?

Прочитали: 1005 Комментариев: 86 Рейтинг: 88

Дай человеку рыбу – и он будет
сыт один день. Поищи один раз
рыбу в Интернете – будешь
видеть контекстную рекламу рыб
всю жизнь.

Народная мудрость

Вопрос о том, что известно о нас социальным сетям и транснациональным корпорациям, беспокоит людей уже не первый год. Этот интерес периодически подогревают новости об очередных утечках конфиденциальной информации или использовании таких сведений всеми подряд, начиная со спецслужб и заканчивая рекламными агентствами, а то и вовсе мошенниками.

Понятно, что помимо информации, которую мы размещаем в соцсети в явном виде, мы оставляем и массу других, неочевидных на первый взгляд следов. Поэтому когда на прошлой неделе компьютерные СМИ поведали о том, что теперь каждый пользователь социальной сети «В Контакте» может скачать архив с данными, которые собирала о нем социальная сеть, я сразу же воспользовался этой возможностью.

На самом деле получить данные о себе позволяет не только сайт «В Контакте», но и, например, такие западные гиганты, как Google, Facebook и Instagram. Так что попробую скачать данные отовсюду и посмотреть, какие выводы можно сделать на их основе.

#drweb

Архив занимает чуть более трех мегабайт. После распаковки получаем 14 мегабайт тематических html-файлов с общим оглавлением. Немного, по современным меркам, но если вспомнить, что информация здесь исключительно текстовая, понимаешь, что ее объем исчисляется сотнями страниц.

Стена, отметки «Нравится», сообщения… Неинтересно. Это всё очевидные сведения, которые я могу посмотреть и на своей странице, поищу что-нибудь более любопытное.

История изменения имени. Тут действительно отражены все операции с 2012 года, даже неудачная попытка поменять фамилию, которая по неизвестной мне причине была отклонена модераторами.

Что же дальше?

Привязанные банковские карты – с этим тоже все понятно…. О! Раздел «Реклама»!

#drweb

«Вы попали в 4021 группу ретаргетинга». Это означает, что соцсеть уже проанализировала мои интересы и предлагает мне рекламу на основе моих предпочтений.

Посмотрим поподробнее. Пункт «Интересы». Активный отдых, домашние животные, ИТ (компьютеры и софт), мобильная связь и Интернет, наука и техника, музыка, фото, электроника и бытовая техника. Не удивили. Эти интересы будут очевидны для любого человека, который посвятит хотя бы пару минут изучению моей страницы.

Но есть и любопытный момент. «Обустройство и ремонт». Последние несколько месяцев я действительно занимаюсь ремонтом в своей квартире, только вот в соцсети информацию об этом я не выкладываю, хотя и допускаю, что я мог обсуждать вопросы ремонта в личных сообщениях.

В самом конце располагаются интересы, сформированные на основе анализа моего софта и «железа»: Android-смартфон, Firefox, Chrome, Windows 7, macOS. Всё верно, и не поспоришь.

Что же дальше? «Часто посещаемые места». «Дом» – стопроцентное попадание. Не хватает разве что вида из окна для полноты картины. «Работа» – тут тоже всё верно. Соцсеть автоматически определяет места жительства и работы, анализируя ежедневные перемещения и проводимое в этих местах время. В число популярных локаций попал даже вокзал, с которого я ежедневно отправляюсь домой на электричке.

«Сеансы авторизации». В этом разделе видно, когда, в какое время, с какого устройства и с какого IP-адреса я заходил в соцсеть. Можно посмотреть модель мобильного телефона, версию операционной системы и браузера, разрешение экрана (причем даже для мобильной версии).

#drweb

Раздел «Импортированные контакты» сообщит о том, какие контактные данные с вашего телефона стали доступны приложению. Но так как обычно вы сами добровольно предоставляете возможность мобильному приложению копаться в ваших контактах (это необязательная опция), не думаю, что вы найдете там что-то особенно интересное.

Информации немало, но меня, честно говоря, пока не впечатлило. Возможно, это из-за того, что за последние 20 лет я очень основательно наследил в Интернете и номер моего мобильного телефона (а также фото, хобби и многое другое) доступны даже в результатах выдачи поисковых систем. За эти годы я научился дозировать информацию, которую выдаю в сеть, и если я делюсь чем-то, то это мой сознательный выбор, и я прекрасно осознаю его возможные последствия.

Перейдем в Facebook. Может быть, ему удастся меня удивить?

«Интересы»: «Строительство» – Facebook заботливо поясняет, что этот интерес был добавлен потому, что я кликнул на рекламу, связанную со строительством (вот вам и ответ!). Правда, в список интересов попали и многие другие вещи, включая, например, «матрасы» и «автомобили BMW», к которым я более чем спокоен. Из списка видно, что Facebook запомнил все мои клики по рекламным объявлениям.

Запомнил он и все мои поисковые запросы с указанием дня, когда я искал какую-либо информацию или человека.

А вот данные о перемещениях меня действительно удивили своей подробностью. Они вполне могут поспорить с историей, доступной в картах от компании Google. Можно посмотреть достаточно подробные сведения о собственном местонахождении в любой день. Вот так, вот, например, выглядит мое путешествие на автомобиле из Волгограда в Москву летом 2017 года.

#drweb

Какие выводы можно сделать на основании анализа данных из соцсетей? Даже того, что я увидел, уже достаточно для построения весьма полной модели поведения человека. Все видео, которые я просмотрел, все «лайки», которые я поставил, списки друзей, интересов, сведения о телефонах и компьютерах, изменения семейных статусов и мест работы – всё это собирается и тщательно анализируется. Но это только вершина айсберга. Помимо таких, явно относящихся к конкретному человеку данных, соцсети имеют возможность обрабатывать и массу других идентификаторов, в чем им помогают, например, пресловутые cookies, предупреждения об использовании которых висят сейчас на миллионах сайтов. А это означает, что если вы используете, например, несколько учетных записей на одном компьютере, это тоже будет отмечено и проанализировано.

Все еще сомневаетесь в том, что сеть всё знает и помнит? Тогда идем в Google, вот это уж точно кладезь информации.

Так как я пользуюсь телефоном под управлением Android, я сразу же решил посмотреть журнал своих действий. В журнале было всё. Абсолютно всё. Не было разве что следов движения моих пальцев по экрану, хотя я не удивлюсь, если Google хранит и их. Вот только краткий перечень того, что я увидел: история всех уведомлений и мои действия с ними, история запуска приложений и просмотров видео, история просмотра карт с указанием объектов, которые я смотрел, история посещений групп и страниц пользователей в социальной сети «В Контакте» (!) – даже сайт «В Контакте» мне такое не выдал!

#drweb

На этом фоне очень забавным выглядит вот такое сообщение. Данные видны мне… и сотрудникам Google (при необходимости).

Естественно, Google сохраняет и историю моего поиска, и данные о моих устройствах, софте и многом другом. Да что уж тут говорить, он знает даже то, что я сейчас пишу эту статью!

#drweb

Вывод

Я никогда не тешил себя иллюзиями по поводу сетевой анонимности. Понятно, что за пользование такими удобными сервисами необходимо платить, а ваши данные – это надежная валюта.

Что можно сделать? Знать о том, что все интернет-гиганты собирают о вас каждую крупицу информации. Осознание этого факта непосредственно повлияет на ваше дальнейшее поведение. Варианты могут быть разными.

Путь отшельника. Перестаньте пользоваться Интернетом, отключите мобильный телефон и отправляйтесь туда, где нет банковских карт, а лучше вообще – туда, где господствует исключительно натуральное хозяйство.

Путь параноика. Забудьте про соцсети и веб-сервисы крупных корпораций, установите на смартфон обеспечивающую анонимность прошивку с открытым исходным кодом или вовсе перестаньте пользоваться смартфоном. Отключите cookies, flash, java-script, Silverlight и т. д., настройте в браузере антишпионские плагины.

Путь рядового пользователя. Внимательно относитесь к вопросам публикации информации о себе. Изучите настройки конфиденциальности в социальных сетях, отключите ненужные вам компоненты. Озаботьтесь вопросами безопасности, ведь если ваш пароль попадет в руки злоумышленников, они получат доступ не только к вашей переписке, но и ко всем вышеперечисленным сведениям. Самостоятельно определите критерии приемлемости, исходя из которых принимайте решение о том, какими сервисами вы будете пользоваться.

#Интернет #соцсети #анонимность

Dr.Web рекомендует

А вот чего действительно не стоит делать – идти по пути равнодушного. Не меняйте ничего, и будь что будет. Можно же прожить, скажем, и без входной двери в квартиру, не правда ли?

Получайте Dr.Web-ки за участие в проекте

Каждая активность = 1 Dr.Web-ка

Оцените выпуск

Сделайте репост

Поставьте «Нравится»

Чтобы получать награды надо войти на страницу выпуска через аккаунт на сайте «Доктор Веб» (или создать аккаунт). Аккаунт должен быть связан с вашим аккаунтом в социальной сети. Видео о связывании аккаунта.


Нам важно ваше мнение

10 Dr.Web-ок за комментарий в день выхода выпуска или 1 Dr.Web-ка в любой другой день. Комментарии публикуются автоматически и постмодерируются. Правила комментирования новостей «Доктор Веб».

Чтобы оставить комментарий, нужно зайти через свой аккаунт на сайте «Доктор Веб». Если аккаунта еще нет, его можно создать.

Комментарии пользователей


 
На страницу: